Название: MINIMA | MAXIMA (в народе – «Коралл»)

Автор: звезда современного арта Марк Форнес, США/Франция

Чем знаменит: скульптуры Марка Форса переносят нас в странное будущее, мир научной фантастики, вызывая чувство наивного чуда у тех, кто будет смотреть на них или войдет внутрь – а большинство работ Марка интерактивны. Их внешний вид радикально отличается от любых построенных сред, которые мы привыкли видеть. В причудливой, но прочной вселенной, которую создает THEVERYMANY - американская студия французского художника Марка Форнса, многомерное пространство изгибается в сверхъестественной красоте, насколько природной, настолько и нереальной. Работы Марка украшают и шокируют публичные пространства во многих городах мира, но особенно популярны они в США. Особенность конструктива этих работ в том, что они находят силу в двойной кривизне их формы и будто бы держат сами себя. Ветви, неожиданные расколы и соединения скульптур Форнса делают опоры и балки неактуальными; конструкции изгибаются во всех направлениях, но все же умудряются стоять в вертикальном положении самостоятельно.

 


 

Что примечательного в работе: за основу скульптуры MINIMA | MAXIMA взята структура морского коралла, что отсылает к энергии воды, из которой произошла жизнь на Земле. Кораллы живут сотни лет и являются древнейшими, но очень уязвимыми живыми организмами. Из-за уменьшения озонового слоя многие представители мелководных кораллов могут исчезнуть под воздействием ультрафиолетового излучения. Своим произведением художник напоминает зрителю о необходимости задуматься о хрупкости природы, о том, что человечество ответственно за сохранение природного баланса на Земле и должно бережно относиться ко всему Живому.

 

 

Особенности конструкции: завораживающий визуальный эффект достигается благодаря плиссированным текстурам, чередующимся с гладкими поверхностями. Проект представляет собой многослойный композит: три слоя белых и нежно-розовых полос идут в тандеме, поддерживая друг друга. Особое внимание – материалам, использованным при создании конструкции. Это алюминий, но сама технология его использования сравнима с волоконной технологией - например, углеродом или стекловолокном, где каждый отдельный компонент не должен находиться в напряжении, а при этом вся композитная система механически крепко связана. Именно это обеспечивает конструкции MINIMA | MAXIMA достаточную жесткость, несмотря на использование невероятно легких и ультратонких исходных материалов: всего 6 мм алюминия.

В итоге скульптура - сложнейшая инженерная структура, состоящая из 7500 отдельных элементов, собранных командой международных инженеров и архитекторов. Алюминиевые элементы держатся на почти 142 000 металлических клепках!

Интерактивную скульптуру Марка Форнеса можно трогать, проходить через нее, чтобы почувствовать себя частью чего-то сакрального, связующим звеном между прошлым и будущим - в этом и заключалась задумка автора.
 

 


 

Название: Раскрывающаяся энергия

Автор: ведущий мировой художник ленд-арта Эндрю Роджерс, Австралия

Чем знаменит: создает свои объекты на всех континентах, выбирая локации, примечательные своей топографией или историей. Его работы есть в музеях и частных коллекциях по всему миру, в израильской пустыне Арава, в Гималаях на высоте 4300 м над уровнем моря, в турецкой Каппадокии, африканской пустыне Намиб, пустыне Атакама в Америке и в горах Боливии. До большинства мест, где можно увидеть работы Роджерса, невероятно трудно добраться, поэтому скульптура в Нур-Султане – приятное исключение.

Чем примечательна работа: прославленный австралиец создал для столицы Казахстана самую большую свою на сегодняшний день скульптуру из бронзы и нержавеющей стали. Произведение создавалось на протяжении года и состоит из 18 секций: все они бесшовно сварены друг с другом, что потребовало невероятного мастерства сварщиков. Покрашенная ребристая оболочка инсталляции контрастирует с тщательно отполированными медными секциями внутри.

 

 

Особенности конструкции: Какой смысл спрятал именитый художник за выразительными текучими формами?  В чем уникальность этой конструкции? Для Роджерса идея скульптуры стала отражением сложного климата, в котором находится Нур-Султан. Вся «соль» проекта в том, что массивная металлическая форма словно «вырастает» из одной точки и противостоит сильнейшим ветрам и снегопадам. Поэтому автор вместе с командой инженеров тщательно изучил особенности местных климатических условий, главная из которых - экстремальный перепад температур от -40 до 30°C. Результатом стал проект, способный выдерживать невероятные ветровые и снеговые нагрузки. Делать инженерный расчет конструкции было непросто, так как основная ее часть весом в 6,5 тонн крепится на единственной опоре из нержавеющей стали диаметром 30 см. Поэтому нужно было уделить особое внимание глубине сварных швов, качеству металлов, а также мастерству монтажников и сварщиков. В связи с этим контроль производства и монтажа был поручен инженерной компании Leslie E Robertson Associates, которая имеет опыт строительства нестандартных сооружений, например, Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке.

 

 

Вот что говорит о своей работе сам автор:
— Моя работа связана с темой ЭКСПО-2017 — «Энергия будущего». У скульптуры динамичная форма. Снаружи — ребристая, как будто пульсирующая поверхность, внутри, наоборот, все отполировано до идеальной гладкости. Мне кажется, что первое впечатление у зрителя будет как раз связано с ощущением динамики, иллюзии движения.

Это не просто скульптуры, а яркие примеры современной архитектуры, которая функционирует на границе искусства, промышленного дизайна, умного городского планирования и даже социологии – самое передовое и доступное городскому жителю искусство паблик-арт. И у казахстанцев есть возможность прикоснуться к его лучшим образцам благодаря наследию ЭКСПО и объединению «Евразийский культурный альянс».
 

Текст: Юлия Новикова
Фото: ©NAARO, Влад Слудский, Виктор Магдеев