Страшно представить, но с момента выхода первого фильма о Людях Икс прошло (о май гад) девятнадцать лет. Помню, как дежурил возле газетного киоска в надежде отхватить комикс о мутантах на русском языке. На последней страничке которого красовалась афиша нового блокбастера режиссера Брайана Сингера. На самом деле, этот человек сделал очень многое для киновселенной мутантов: вырвал проект из рук Джеймса Кэмерона, подписав контракт еще в 1996 году, взял на роль Логана Хью Джекмана, тем самым навсегда обозначив образ Росомахи в кино, и воссоздал мрачную атмосферу серии комиксов.

Тут нужно отметить, что фильм очень сильно расходился с одноименным мультсериалом, который крутили по телевизору, и который мое поколение считало каноничным.  Но с выходом первых русскоязычных комиксов все встало на свои места. Брайан Сингер отснял две прекрасные части картины, затем покинул режиссерское кресло, чтобы начать работу над «Возвращением Супермена». Он еще вернется в 2014 году, чтобы сделать «Дни минувшего будущего» и «Апокалипсис», но во вселенной мутантов уже произойдет серьезный надлом. Но вернемся назад: на дворе стоял 2003 год, и фильмы о супергероях только начинали набирать обороты. Вышел первый «Человек-паук» Сэма Рейми, через два года свет увидела «Фантастическая Четверка», а еще через три года Джон Фавро снял своего «Железного человека» с Робертом Дауни-младшим, уже навсегда изменив киновселенную Marvel.

 

 

Перечисленные герои также являются частью вселенной комиксов Marvel, но, к сожалению, в основную сетку фильмов попадут не все: Фантастическая Четверка не получит дальнейшего развития, Человека-паука перезапустят несколько раз (в итоге все равно добавят к Мстителям), а вот мутанты во главе с профессором Ксавьером останутся держаться особняком - у них своя вселенная. К слову, Кевин Файги (да, тот самый мегауспешный продюсер киновселенной Мстителей) был одним из продюсеров первой части о Людях Икс, но, видимо, дальнейшие разногласия правообладателей не дали ему встроить Логана и других мутантов в фильмы о Капитане Америка и Железном человеке.

Почему я начал с такой ностальгической нотки: в декабре 2017 года компания Disney объявила о сделке по приобретению прав на фильмы о Людях Икс, Росомахе и Фантастической Четверке. Означать это может только одно – историю перезапустят, фильмы переснимут, героев обновят, и все это дело лаконично впишут в уже всеми нами любимую вселенную Мстителей. Бесспорно, новость эта хорошая, но и грустная вместе с тем. Прошло почти двадцать лет, на протяжении которых школа мутантов порой успешно, временами не очень, но сопровождала нас как некая альтернативная вселенная Marvel. Можно даже сказать, что Люди Икс были авангардом по сравнению с Мстителями. И вот история подошла к концу – на экраны вышла заключительная часть франшизы «Люди Икс: Темный Феникс».

Режиссером последней части стал бессменный сценарист Людей Икс Саймон Кинберг. Он когда-то вдохнул жизнь в эти картины, и он же их похоронил. Грустно признавать, но «Темный Феникс» вызывает только негодование. Почему полнометражный фильм смотрится как пилот к сериалу, который наверняка не захотят покупать, остается загадкой.  Сюжет картины охватывает временной промежуток так называемых «альтернативных» 90-х. Чарльз Ксавьер ведет активную общественную деятельность, дружит с президентом и с помощью команды мутантов спасает население земли. Главный антагонист вселенной – Магнето – живет уединенно в своей коммуне с другими мутантами, стараясь не пересекаться с правительством. Своеобразная оппозиция. Мы видим, как в очередной раз команда Людей Икс летит на помощь людям, на этот раз в космос. Необходимо спасти экипаж шаттла, который  столкнулся с непонятным облаком в просторах космоса. Прибыв на место, Люди Икс обнаруживают мощный сгусток энергии, который без пяти минут может уничтожить не только астронавтов, но и самих мутантов. На помощь приходит Джин Грей, она помогает вытащить людей с челнока, защищает коллег-мутантов, но оказывается в эпицентре неведомого энергетического облака, которое не повреждает ее, а сливается с ней, наделяя героиню неуправляемой силой (это выясняется чуть позже). Такая вот нехитрая завязка, но не единственная. За облаком энергии ведет охоту раса инопланетян, которая теперь вынуждена приземлиться на нашу планету.

 

 

Что касается сюжета, все предельно просто и предсказуемо, а вот по части драматургии начинаются проблемы. Кастинг у Людей Икс сформированный и укомплектованный: Джеймс Макэвой – профессор Ксавьер, Майкл Фассбендер – Магнето, Дженнифер Лоуренс – Мистик, Николас Холт – Зверь, Тай Шеридан – Циклоп, Александра Шипп – Шторм, Эван Питерс – Ртуть, Коди Смит-МакФи – Ночной змей и Софи Тернер – Джин Грей. Молодые, энергичные и талантливые, а многие даже выдающиеся, но в одной связке совершенно неуместные. У большей части персонажей экранного времени не так много (любимый мной по «Американской истории ужасов» Эван Питерс обделен им в большей степени), и в итоге мы понимаем, что фильм снят про героиню Софи Тернер и для появления самой Софи Тернер. Да, в 2016 году вернувшемуся в франшизу Брайану Сингеру удалось затянуть в «Люди Икс: Апокалипсис» молодую звезду сериала «Игра Престолов» Софи Тернер на роль юной Джин Грей. Да, сериал уже гремел к тому времени, но повального увлечения им еще не наблюдалось. Теперь переносимся в 2019 год и наблюдаем следующую картину: финал «Игры Престолов» – самое главное событие года. Зрители по всему миру переживают и грустят одновременно. Чего они хотят? Они не хотят расставаться с любимыми персонажами. Что делает Саймон Кинберг? Пытается в последний раз собрать кассу.

Я почти уверен, что Софи Тернер способная актриса, но на данном этапе творчества весьма посредственная. Как и многие персонажи «Игры Престолов», она заложница собственного образа. Возможно, со временем ей удастся вырваться из объятий Сансы Старк, но как показывает история, сделать это крайне непросто. Кайл Маклахлен так и остался для всех агентом Дейлом Купером из сериала «Твин Пикс», а Хью Лори ассоциируется только с персонажем Доктора Хауса. Желание или необходимость отдать почти все экранное время персонажу Джин Грей (не самому интересному во вселенной мутантов) и сделало фильм таким плоским и безжизненным. Не спасает ситуацию даже Джеймс Макэвой. Каждый раз, когда он появляется в кадре, мне кажется, что еще пару секунд, и мы поймем, что профессор Ксавьер – это одна из личностей Сплита. Дженнифер Лоуренс кажется лишней на этом празднике гена Икс, при том, что она неплохая драматическая актриса. Единственный, кто прекрасен всегда – это Магнето и Майкл Фассбендер, который его воплощает на экране. Странно, но злодеи во вселенной Людей Икс всегда были привлекательней. Иэн Маккеллен (Магнето в первых фильмах франшизы) тоже вызывал большую симпатию, чем Патрик Стюарт (Чарльз Ксавьер в первых фильмах франшизы). Да, и Хью Джекман был обаятельным плохишом. Постоянством обладает всегда один персонаж из Людей Икс – Скот Саммерс, он же Циклоп. Что в первых частях, где его роль играл Джеймс Марсден, что сейчас, когда его воплощает Тай Шеридан, он остается таким же бесхребетным  идеалистом. И снова один-ноль в пользу злодеев.

 

 

Мы немного отклонились от «Темного Феникса», но больше обращать внимания там не на что. Саундтрек не выделяется: его, если честно, просто нет. Операторская работа скромная. Я снова возвращаюсь к утверждению, что последняя часть больше всего походит на серию затянувшего сериала о супергероях. Для чего была снята эта картина, непонятно. Только ради Софи Тернер? Грустно, если это так. Саймон Кинберг поставил жирную точку в истории Людей Икс.  Впереди нас ждут «Новые мутанты» режиссера Джона Буна, тринадцатый фильм киновселенной Людей Икс, но я считаю, что все закончилось здесь и сейчас, на «Темном Фениксе».
 

Благодарим за приглашение на предпоказ кинокомпанию «Двадцатый Век Фокс СНГ» и кинотеатр  «LUMIERA Сinema»
Текст: Кирилл Галеев